Я – школьный библиотекарь.
Душ человеческих добрые лекари,
Чувств и поступков библиотекари…
Кто мы без вас? Заплутавшие в замети
Люди без завтра и люди без памяти.
Лев Ошанин
Стать библиотекарем да ещё школьным, мечтала ли я об этом? Если скажу что да, то солгу. Конечно же, нет никогда и не за что. Хотя книги с самого детства были моими лучшими друзьями. Они сопровождают меня всегда. В нашем доме стояли книжные шкафы, набитые толстыми книгами. В семье все любили читать, начиная от старенького дедушки, бывшего деревенского учителя, заканчивая мамой с папой. Маленьким ребёнком подходила к книжным шкафам и подолгу рассматривала книги, иногда разговаривала с ними. И вот настал тот день, когда я научилась читать. Книги «проглатывались» моментально. Сначала это были Маршак, Гайдар, Крапивин, Дефо, к четвёртому классу – Чернышевский, Толстой, Тургенев…
Всплывают картинки из далёкого детства. Мне восемь лет, и мама едет на работу в соседнюю деревню и берёт меня с собой. И чтоб мне не было скучно, отводит в деревенскую библиотеку. Это была первая встреча с библиотекой и библиотекарем. Меня встретила библиотекарь Минур апа. Поразительно, ей уже 85 лет, а мы до сих пор остались хорошими друзьями. Небольшая деревенская библиотека поразила меня. Каких только книг здесь не было! Начиная со сказок для самых маленьких и заканчивая, как мне казалось, скучными книгами для взрослых. И вот у меня в руках красивая огромная книга сказок и я не могу оторваться от неё. Перед моим взглядом мелькают сказочные принцессы и принцы. Именно тогда я уверовала в то, что добро всегда побеждает зло. С этого дня началось знакомство с библиотекарями.
Для меня деревенский библиотекарь Минур апа до сих пор остаётся лучшим библиотекарем, добрым и справедливым, любящим свою работу. Она молоденькой девчушкой после окончания школы пришла на работу в эту библиотеку и сорок лет проработала в ней. Каждая книжка была с любовью поставлена на полки. Какие красивые выставки были в этой библиотеке! Сколько цветов! Библиотека буквально утопала в них. В каждом предмете чувствовалась любовь хозяйки этого храма книг.
Но прошло много лет. Я снова в небольшой деревенской библиотеке, в библиотеке моего детства. Что с ней? Меня поразила серость, и почему - то повеяло тоской и скукой. Создалось впечатление, что читателей в ней не бывает, может быть забредают от скуки один – два за день. И на ум пришла пословица, что «не место красит человека, а человек место».
Как бы я не любила книги, стать библиотекарем не мечтала. Сначала хотела быть агрономом. Живя в деревне, видела, как молодёжь буквально убегает из неё и мало кто остается работать в колхозе. Мечтала выращивать пшеницу, создать необычный сорт с высокой урожайностью. Папа только посмеивался и считал, с моим мягким характером агрономом не работают.
1982 год, я в 9 классе. Учусь в пятой школе города Давлеканово и вновь происходит встреча с удивительным библиотекарем Чаплыгиной Венерой Фёдоровной. Венера Фёдоровна для нас учащихся была хорошим другом, советчиком. Сюда можно было сбежать с урока и просто послушать тишину или почитать интересную книгу. Меня в Венере Фёдоровне поражало то, что она могла сразу найти нужную книгу, быстро могла сделать тематическую подборку. Создавалось впечатление, что она в своём фонде ориентируется с закрытыми глазами. А какие интересные мероприятия она проводила! Мы слушали её в буквальном смысле с открытыми ртами. Сегодня Венере Фёдоровне семьдесят лет, она до сих пор работает в библиотеке школы, которую я когда-то закончила. Она до сих пор энергична, быстра, активна, влюблена в свою профессию, которой отдала жизнь.
Школа подарила мне встречу не только с интересным библиотекарем, но и встречу с удивительным учителем истории Ломакиным Сергеем Георгиевичем. Человеком неординарным и интересным. Сергей Георгиевич был личностью с большой буквы. Он во времена так называемого коммунизма говорил нам правду, о которой нельзя было рассказывать. От него мы узнали о существовании штрафных батальонов в годы Великой Отечественной войны, узнали о сталинских лагерях, узнали, в каком положении находились бывшие узники немецких лагерей, о том, как относились к людям, прошедшим через окружение, через плен. Сергей Георгиевич, будучи молодым лейтенантом, в годы войны оказался в окружении и выжил чудом. С этого времени история стала моим самым любимым предметом. Детская мечта стать агрономом отошла на задний план, и я решила, буду только учителем истории.
Вот позади десять классов. На исторический факультет Башкирского университета даже с хорошим аттестатом и хорошим знанием истории не пробиться. Выбор сделан не в пользу агрономии и не в пользу истории. Я поступаю в Уфимский библиотечный техникум. С этого времени начался мой путь в библиотекари. В техникуме преподаватель русской литературы Калерия Владимировна всегда говорила о том, что мы выбрали самую лучшую профессию, человек, работающий, с книгой несёт людям свет познания, помогает через книги преодолеть сомнения и горести. А какие у нас были интересные уроки библиотековедения, которые вела, Лыгина Валентина Николаевна на них мы постигали тайны работы с читателями, знакомились с различными формами библиотечной работы, а затем учились умело применять свои знания на практике. Два года учёбы в техникуме пролетели быстро. И вот я студентка Челябинского института культуры. Институт подарил мне встречи с чудесными преподавателями Ермаковой Верой Акимовной, Моргенштерном Исааком Григорьевичем. Я бесповоротно влюбилась в свою профессию. После института два года проработала методистом в Национальной библиотеке имени Ахмед Заки Валиди в Уфе.
И вот уже 19 лет я школьный библиотекарь. Несведущим, не знающим многих нюансов нашей работы, профессия библиотекаря кажется скучной, монотонной, прозаичной. По каким-то замшелым канонам она не относится к разряду элитных, романтических и поэтических. Я в корне с этим не согласна. Девятнадцать лет по утрам открываю дверь школьной библиотеки и окунаюсь в мир книг. Ни разу я не пожалела о своём выборе. Наверное, потому, что меня окружали люди, влюбленные в свою профессию. И сегодня с гордостью можно сказать: «Да, я люблю свою профессию и с каждым годом все сильней». Она приносит мне удовлетворение и радость, она не дает останавливаться на месте, благодаря ей, я развиваюсь как личность.
Как я люблю школу, как люблю свою профессию, а как люблю своих читателей от маленьких первашей и до взрослых поумневших одиннадцатиклассников. Я знаю каждую книгу в своей библиотеке, знаю интересы своих читателей, люблю наблюдать за детьми со стороны. Сегодня библиотека, как некогда, является «аптекой для души». Ведь ко мне приходят не только за книгой, но и за советом, за помощью, и во многом от меня зависит судьба ребёнка, его будущее. Школьный библиотекарь не только человек, хорошо разбирающийся в книгах, хорошо знающий интересы своих читателей, умеющий проводить интересные мероприятия, но и, прежде всего, хороший психолог. Но порою, моя работа приносит разочарование. Я огорчаюсь тому, что вот уже на протяжении последних десяти лет мы перестали получать новые детские книги, а если учесть, что наша школа открыта в 2006 году, то их у меня почти нет. Так хочется, чтобы учащиеся нашей школы имели возможность прикоснуться к самым удивительным книгам.
Да, не стала я агрономом и не смогла вырастить ценные сорта пшеницы. Но я не жалею. Ведь воспитывать в детях любовь к книге и через них передавать им мысли и идеи великих людей, сравнимо с выращиванием пшеницы. Детская душа, словно благодатная почва. И как гласит народная мудрость: «Что посеешь, то и пожнёшь». Работая школьным библиотекарем, я стараюсь обогатить неокрепшие души детей любовью, милосердием и мужеством. И книги при этом являются моими наилучшими советчиками. Очень хочется, чтобы выпускники, навещая школу, говорили: «Здесь хорошо и уютно, как и много лет тому назад». Верю, что любовь к книгам они пронесут через года.
Надеюсь на тебя, читатель,
Хоть и тревожусь в глубине
Соавтор,
А не почитатель,
И не поклонник нужен мне.
(Каливидзе)