Программа работы краеведческого кружка в школьной библиотеке
«Помалой Родине моей»
(Рассчитана на учащихся 14-16 лет, срок реализации 3 года)
"Любят родину не за то, что она Велика, а за то, что она есть..."
Сенека
Пояснительная записка. з
В настоящее время остро ощущается необходимостьвозрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что «малая родина», отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Давлекановской земле.Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей «малой родине», отчему краю. Данная программа - авторская программа Масалимовой Ирины Сергеевны, обобщение многолетней систематической работы по краеведению, проводимой автором в Школьной библиотеке и в школе № 7 города Давлеканово Республики Башкортостан. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Программа «Моя малая Родина» предназначена для проведения кружков общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 14-16 лет. Программа реализуется в течение трёх лет по два академических часа в неделю, в течение восьми месяцев году. Итого 30 часов в год и 90 часов за три года.
Цели программы: Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Давлекановского района Республики Башкортостан;сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы:
1.Изучение прошлого и настоящего Давлекановского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем городе и районе.
2.Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о городе и районе.
3.Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
4.Активизация поисковой деятельности учащихся.
5.Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
6.Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
7.Пополнение фондов школьной библиотеки работами учащихся по краеведению.
Основные направления: Программа «Моя малая родина» включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.
Формы проведения занятий:
1.Экскурсия.
2.Экспедиция.
3.Работа в архивах.
4.Конференции.
5.Уроки.
6.Работа с документами.
7.Исследовательская деятельность.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство «малой родины» - к систематизированному знанию о родном крае.
Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Длительность изучения 30 часов в год.
Механизм реализации программы:
·организация экскурсий в районный краеведческий музей, в дом музей имени Ахияра Хакимова;
·пешие экскурсии по городу;
·посещение концертов фольклорных коллективов;
·организация этнографических экспедиций по деревням Давлекановского района;
·сбор материалов;
·оформление материалов экспедиции;
·создание и оформление этнографического уголка в школе;
·организация работы в Центральном историческом архиве РБ и архиве общественных организаций РБ;
·участие в российских и республиканских краеведческих конкурсах.
Прогнозируемые результаты:
Программа «По малой родине моей» проведение итоговых занятий (после каждого года изучения), на которыхподводятся итого за прошедший год.Итогом каждого года является участие кружковцев в фольклорно-этнографических экспедициях, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов проживающих в нашем районе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знанияистории и культуры родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Формы реализации программы«По малой Родине моей».
·Проведение выставок быта народов проживающих в нашем районе.
·Участие в районных краеведческих конкурсах.
·Участие в республиканских краеведческих конкурсах: «Страна заповедная - Башкортостан», «По малой родине моей», «Дорогами Отечества», «Юный экскурсовод» и.т.д.
·Участие в российских конкурсах: «Человек в истории России», Всероссийских чтениях имени В.И. Вернадского …