Проект: «Дом, в котором мы живём»
Я с детства так люблю-
Твой сын -
И гордость гор, и красоту долин,
И золото земли
Т. Искандарова
Название проекта |
Дом, в котором мы живём |
Автор
проекта |
Масалимова Ирина Сергеевна – заведующая библиотекой школы № 7 |
Юридическое лицо |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 7 |
Директор школы |
Зиянгиров Марат Исламович |
Адрес |
453400 Республика Башкортостан
г. Давлеканово,
ул. Российская, 4 |
Телефон |
8- 347-68 -3-58-50 |
Е- mail |
davlscl7@ mail. ru |
Участники проекта |
Учащиеся 5-11 классов, учителя, родители, библиотекари школьных библиотек города и района. |
Партнёры проекта |
- Районный краеведческий музей
- Дом музей имени Ахияра Хакимова
- Дом детского творчества
- Школьные библиотеки города и района
- Учителя города и района занимающиеся краеведением
- Районная детская библиотека
- Краеведческий отдел центральной районной библиотеки
- Клуб Вауровец
- Исторический архив РБ
- Архив общественных организаций РБ
- Архив райвоенкомата
- Архив райсовета
- Архив редакции газеты «Аслыкуль»
|
Имеющиеся ресурсы для реализации проекта |
- помещение
- компьютер, принтер
- учащиеся 9-11 классов прошедшие обучен ие по работе с краеведческими материалами
- фотоаппарат |
Для реализации проекта необходимо |
- диктофон
- материалы для витрин и планшетов при организации школьного музея
- всего на реализацию проекта необходимо -20 000 рублей |
Основные направления проекта |
- Формирование и создание фондов краеведческой литературы по истории и культуре Башкортостана и нашего Давлекановского района.
-Обслуживание учащихся, учителей и родителей и пропаганда краеведческой литературы и материалов о родном городе и районе.
-Реализация краеведческих ресурсов через издательскую деятельность и информирование о них учителей и учащихся.
- Поисковая и исследовательская деятельность школьной библиотеки. |
Условия для реализации проекта |
За три года существования нашей школой нами накоплен определенный опыт краеведческой работы. В школьной библиотеке краеведческий кружок «По малой Родине моей». Была поставлена задача, начать поиск материалов по истории и культуре Давлекановского района, заняться формированием краеведческих фондов. На основе накопленных материалов библиотекарь вместе с учащимися принимает участие в республиканских и российских конкурсах..
Совместно с краеведческим музеем района предполагается издать сборник работ учащихся нашего города, куда войдут исследования Петровой Насти, Пыжьяновой Ольги, Басовой Анны. Начата работа по созданию музея. В библиотеке начат сбор материалов и экспонатов. В данной работе большое содействие оказывают родители учащихся.
|
Обоснование проблемы |
События последних лет подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на сознание молодого поколения. Резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата обществом патриотического сознания. В молодёжной среде получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм. Сегодня как никогда стоит проблема воспитания патриотов своей страны способных стать гражданами России. Проект «Дом, в котором мы живём» направлен на решение данной проблемы. Он предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. |
Способы реализации |
- работа по программе «По малой Родине моей»;
- встречи со старожилами города и района;
- организация тематических книжных выставок;
- проведение библиотечных уроков, вечеров, обзоров, викторин, игр краеведческого направления;
- создание рекомендательных указателей и списков литературы;
- встречи с ветеранами;
- издание материалов по истории, культуре родного края… |
Основные этапы реализации |
Реализация проекта предполагается в три этапа:
- первый организация фондов, работа с источниками;
- второй поисковая и исследовательская деятельность школьной библиотеки.
- создание школьного музея. |
Цели |
- Воспитание патриотизма
- Воспитание толерантности
- Формирование граждански активной личности
- Расширить информационные возможности школьной библиотеки
- Научить учащихся различным видам поиска необходимых материалов по истории родного края
- Научить учащихся работе и обработке архивных материалов |
Задачи |
- Создать архив краеведческих материалов
- Способствовать творческому раскрытию учащихся
- Организация школьного музея |
Введение
Память народа непреходящая ценность. Она передаётся от одного поколения другому, знаменуя собой продолжение жизни, продолжение традиций и обычаев народа, продолжение его истории. При этом краеведение является источником пробуждения к историческому прошлому своей страны, своего народа. Использование краеведческого материала необходимо для более полного понимания прошлого своей Родины. Роль краеведения в воспитательном процессе велика. И поэтому для нас людей работающих в школе сегодня одной из основных задач является возрождение, сохранение и развитие культурного наследия народов проживающих в нашей республике. Решение данной задачи поможет компенсировать наши потери в духовной сфере. Изучение истории и культуры малой Родины способствует формированию у ребят чувства патриотизма, ответственности, любви к родной стране. Разрабатывая, данный проект мы планируем дать учащимся знания о прошлом и настоящем Давлекановского района, его особенностях и достопримечательностях, привить девчонкам и мальчишкам потребность в действенной заботе о будущем своей земли, научить их работать с архивными материалами по истории родного края. Только воспитание на примере того, что находится рядом, что можно увидеть, услышать, потрогать, что доступно не на подвиге в масштабах огромной страны, а на подвигах и делах своих земляков, своих бабушек и дедушек даст реальные плоды. Проект «Дом, в котором мы живём» и направлен на воспитание патриотизма, любви к Родине. Он включает в себя следующие направления:
§ Организация фондов, работа с источниками
§ Поисковая и исследовательская деятельность
§ Создание школьного музея
ЭТАП ПЕРВЫЙ
Организация фондов, работа с источниками
Первый этап проекта направлен на создание краеведческих фондов в нашей школьной библиотеке. Нам необходимо пополнить фонд краеведческими изданиями, такими как справочные, энциклопедические издания, произведениями писателей нашей республики и выходцев из нашего района, рефератами учащихся, аудио и видео материалами, дисками, материалами из архивов.
ЦЕЛИ:
§ Активизировать краеведческую работу школьной библиотеки;
§ Формирование краеведческих информационных ресурсов о родном крае;
§ Воспитание чувства патриотизма и активной гражданской позиции учащихся.
ЗАДАЧИ:
§ Формирование и создание фондов краеведческой литературы по истории и культуре Башкортостана и нашего Давлекановского района.
§ Провести работу по формированию специализированной части фонда посвященному истории города Давлеканово и района: фотографии, различные карты, рукописные материалы, тематические папки газетных вырезок, альбомы, летописи, краеведческие экспонаты и другие материалы.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
§ Конкурс «Топонимика на карте Давлекановского района»;
§ «Это мой город». Конкурс архитектурных проектов учащихся;
§ «Я и мой город». Конкурс фотографий учащихся;
§ Этнопанорама. Конкурс на лучший рассказ о традициях и обычаях народов проживающих в нашем районе
§ «Наше наследие». Выставка изделий старины, реликвий хранящихся в семьях учащихся;
§ «Голос истории». Запись интервью с земляками участниками Великой Отечественной войны, ветеранами труда.
Реализация краеведческих ресурсов через издательскую деятельность и информирование о них учителей и учащихся.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
§ Работа по созданию Сводного краеведческого каталога школьных библиотек;
§ Создание различных библиографических указателей литературы, в которых бы отражалась история, экономика, культура города Давлеканово и района;
§ Создание Календаря знаменательных дат района;
§ Организация краеведческих книжных выставок;
§ организация публикации работ учащихся на страницах районной газеты «Аслыкуль»;
Обслуживание учащихся, учителей и родителей и пропаганда краеведческой литературы и материалов о родном городе и районе.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
§ Изучить потребности учащихся, учителей в краеведческих материалах (путем проведения опросов, анкетирования, анализа выполненных справок, анализа читательских формуляров);
§ Организация работы кружка «По малой Родине моей»;
§ Организация и совершенствование работы по литературному краеведению (пропаганда творчества Ахияра Хакимова, Амирхана Еникея, Баязита Дима, Расимы Ураксиной, Ольги Шелест, участие в мероприятиях проводимых домом музеем Ахияра Хакимова);
§ Организация и проведение работы по историческому краеведению (вместе с учащимися при помощи их родителей сбор сведений о нашем городе и районе );
§ Поддерживать связь с учителями других школ занимающихся краеведением (Казанцевым Александром Александровичем, Сурковой Натальей Борисовной гимназия №5, Хабибуллиной Гузель Газимовной СОШ № 1, с клубом «Вауровец»)
ЭТАП ВТОРОЙ
Поисковая и исследовательская деятельность школьной библиотеки.
Второй этап проекта направлен на организацию исследовательской деятельности учащихся МОБУ СОШ №7. На организацию сбора материалов по истории, культуре, экологии Давлекановского района, на изучение культуры народов проживающих в нашем районе, сбор материала о наших земляках участниках Великой Отечественной войны. Для этого в школе принята и утверждена программа «по малой Родине моей».
ЦЕЛИ:
Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Давлекановского района Республики Башкортостан; сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
ЗАДАЧИ:
§ Изучение прошлого и настоящего Давлекановского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем городе и районе.
§ Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о городе и районе.
§ Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
§ Активизация поисковой деятельности учащихся.
§ Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
§ Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
§ Пополнение фондов школьной библиотеки работами учащихся по краеведению.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
§ Начать работу по созданию видеотеки по истории малой родины;
§ Организация этнографических экспедиций по деревням района для сбора материалов о культуре народов проживающих на территории нашего Давлекановского района;
§ Сбор фольклорных материалов;
§ Начало сбора экспонатов для школьного музея;
§ «Пишем летопись Давлекановского района». Запись воспоминаний старожилов, участников военных действий, бабушек и дедушек.
ЭТАП ТРЕТИЙ
Создание школьного музея
Третий этап проекта направлен на создание школьного музея
ЦЕЛИ: Способствовать развитию навыков поисково-исследовательской деятельности учащихся
ЗАДАЧИ:
§ воспитание у детей и подростков чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов проживающих в нашей республике;
§ приобщение детей и подростков к историческому и духовному наследию через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве памятников.
§ содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
§ охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного города;
§ активная экскурсионно-массовая работа с учащимися, тесная связь с ветеранскими и общественными объединениями.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
§ Разработать положение о музее МОБУ СОШ №7;
§ Систематическая поисковая, фондовая, экспозиционная работа;
§ Организация тематических экспозиций;