«Откуда родом» Краеведческий урок в школьной библиотеке

 

Сайт школы № 7, г.Давлеканово

«Откуда родом» Краеведческий урок в школьной библиотеке

 

 

     «  ОТКУДА РОДОМ ТЫ? »

 

ЦЕЛИ:

Воспитательная -  Воспитание уважительного отношения к прошлому, к своему роду, семье, родственникам.

 Обучающая - Научить учащихся самостоятельной работе с дополнительными источниками.

 Развивающая - Развивать творческое начало у учащихся.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ.

Учащимся заранее даются следующие задания:

·        узнать о своей семье, родственниках, происхождении своей фамилии;

·        познакомиться с такими понятиями как род, родство, семейная реликвия;

·        вместе с родителями изучить семейный фотоальбом;

·         расспросить дедушек и бабушек, в какие игры они играли в детстве? 

 Ребята заранее выполняют на выбор следующие задания:

·        рисунки  «Я и моя семья»

·        Моя родословная. ( составить родословную – шежере своего рода)

·        Я знаю о моей семье…

·        О чём рассказали фотографии в семейном альбоме.

ХОД УРОКА.

1.     РАССКАЗ Библиотекаря:

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке.

Урок у нас необычный на нем мы будем знакомиться с понятием шежере или родословная. Еще в древности у многих народов сложился обычай изустной передачи, а позже и письменной  фиксации родов и племён. Так  появились европейские хроники, скандинавские саги, славянские летописи, тюркские шежере.

 Башкирские шежере – своеобразные письменные памятники, относящиеся к ХVI- XIX векам. В них башкиры вносили имена предводителей своих родов, включали сведения об исторических событиях, имевших место, о жизни и быте народа.

 Первоначально сведения о наиболее авторитетных старейшинах и значительных событиях из жизни рода хранилась в памяти людей и передавалась устно из поколения в поколение. Позднее, с распространением письменности среди башкир, шежере получили своё письменное оформление.

 Во времена Золотой Орды и позднее  шежере играли роль полуофициального документа, являвшегося своеобразным ярлыком – паспортом.

 После присоединения башкир к Русскому государству и получения ими грамот от Ивана Грозного на земельные владения шежере приобретали часто характер юридического документа.

  Существуют разные типы шежере. В одних лишь перечень имён. В других перемежаются упоминание важных событий, на фоне которых изображается история рода.  Как вы думаете, почему это самые

ценные шежере дошедшие до нас?

 ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: ….Потому что в этих шежере отражалась история, события из жизни рода. Они позволяют узнать прошлое народа. В них описывались события  времен правления Золотой Орды, рассказывалось о присоединение к России и скорей всего об участие башкир в военных походах  русского государства.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Урок хочется продолжить с отгадывания загадок. Ведь человек начал придумывать их ещё в древности. С загадками мы встречались в пятом классе при чтение башкирских сказок. Загадки помогают батырам в борьбе со злыми силами. В одной из сказок есть загадка: «Кто утром ходит на четырёх, в  полдень – на двух, а вечером на трёх ногах? » (Человек)  А вот ещё одна загадочка для вас:

Мой первый слог

Средь цифр найдёте.

Конец – ищите в алфавите.

А целое нетрудно отгадать,

Взирая на детей, на их отца и мать.

ОТВЕТ УЧАЩЕГОСЯ: Семья

БИБЛИОТЕКАРЬ: Как коротко записать слово «семья»?

ОТВЕТ УЧАЩЕГОСЯ: 7-я

БИБЛИОТЕКАРЬЬ: А почему 7-я, а не 3-я, 8-я?

ОТВЕТ УЧАЩЕГОСЯ:

БИБЛИОТЕКАРЬ: А сколько человек в вашей семье? У кого в доме живут семь человек? У кого больше семи?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.

УЧИТЕЛЬ: Вы знаете, как раньше башкиры называли родителей?

Отца называли «голова», так как он был главой семьи, а мать – «домом», потому что она считалась хранительницей  семьи, выполняла домашние работы, растила детей.

Говорили так: «В своём доме сам голова»,  «Дом домом делает жена», «Без матери порядка не бывает».

На свете всё можно найти, кроме отца и матери вот почему в народных пословицах и поговорках отражается любовь к родителям:  «Отец для ребёнка – колчан золотой», «Мать для ребёнка – золотые крылья», «Отца нет – и друзей нет», «Радость ребёнка – радость матери». После мамы и папы самыми близкими  людьми для вас являются бабушка и дедушка.

·        Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережёшь, добро стережешь.

·        Был бы дедуся, никого не боюсь, дед – щиток, кулак – молоток!

ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ: Рассказы о своих бабушках и дедушках.

БИЛИОТЕКАРЬ:  Ребята вам часто приходилось слышать такие поговорки:

·        Земля без дерева не бывает, человек без родичей не бывает;

·        От родственников не отрекайся – потомство иссушится;

·        Пусть тамга твоя будет месяцем, пусть род твой будет богатым;

·        Тот, кто родословную свою не знает, - грешен.

А что означает слово «Род»? 

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: Это несколько поколений, у которых был один предок.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята назовите слова, в которых содержится корень – род?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: Природа, народ, родина, урожай.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Чтобы сохранить историю, своего рода, семьи, люди стали составлять свои родословные. Шежере по – арабский «дерево» - произведение, дополняемое и расширяющиеся. Подобно дереву, оно отпускает всё новые и новые ростки и ветки. За несколько поколений дополняются один - два раза, однако начальные части сохраняются в первозданном виде. Внесение изменений в то, что написано предками и аксакалами, считалось недопустимым.

Ребята мы с вами узнали, что родословные – шежере изображались в виде дерева: молодые ветки – это мы с вами (дети), ствол дерева – родители, а его корни – наши предки.

Ребята как вы думаете, почему все народы изображали свои родословные в виде дерева?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: Наверное, потому что, как и у дерева, так и у человека молодые веточки не могут существовать без ствола и корней.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Я хочу вам загадать загадки:

 На одном деревце

 Четыре рогатины,

 На каждой рогатине

 Да по пять сучков.

ОТВЕТ УЧАЩЕГОСЯ: Родословное дерево.

БИБЛИОТЕКАРЬ:

 Оно вечно на тебе,

 А искать начнешь –

 Ни за что не найдёшь.

ОТВЕТ УЧАЩЕГОСЯ: Имя.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Как вы думаете, для чего человеку при его рождении дают имя?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: Каждого человека называют по имени, чтобы отличить его от других людей, благодаря имени человек становится известным. У русского народа есть очень мудрая поговорка: «С именем – Иван, без имени – болван».

Составляя родословное дерево, можно узнать какие имена носили наши предки. А как появились ваши имена? Что они означают?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: Ребята рассказывают о значение своих имён и об именах в своей семье.

Учащиеся показывают сценку о происхождение башкирских имён.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята мы сказали, что у каждого человека есть имя. Но в родословном дереве могло встречаться несколько одинаковых имён, тогда как же нам с вами узнать, кто есть кто? Тут придёт нам на помощь второе имя человека его фамилия. У каждого из вас есть фамилия, без нее так же как без имени мы   не можем обойтись. Что же значат ваши фамилии?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята вам часто приходится слышать слово реликвия, что оно значит?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: Реликвия это вещь, которая ценится больше всего на свете. В нашей семье такой реликвией является самовар, изготовленный ещё в конце ХIХ века. Вокруг него любили собираться и пить чай мои родители в детстве. Он является своеобразным связующим звеном нескольких поколений моей семьи. Он хранится в нашем доме, как реликвия.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята о семье могут рассказать и фотографии, которые также являются своего рода реликвией. Что для вас значат фотографии собранные в семейных альбомах?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: Я люблю разглядывать старые фотографии.

 Ведь с них глядят наши предки, в фотографиях отражена наша история. Вот передо мной  прадед в форме красноармейца, вот прабабушка гимназистка с толстыми косами, перекинутыми через плечо, а на этой  времён Великой отечественно дедушка с друзьями возле своего танка, а вот и мама с папой жених и невеста, а это я с сестрёнкой.

ПОКАЗ РЕБЯТАМИ ФОТОГРАФИЙ И РАССКАЗ О НИХ.

БИБЛИОТЕКАРЬ:  Ребята давайте совершим экскурсию по выставке ваших рисунков и родословных деревьев.

2.     ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА:

Итак, ребята вот и подошёл к концу наш урок. На нем мы узнали, что такое шежере, что такое род, что такое семья? Узнали о происхождении наших имен, познакомились с семейными реликвиями и полистали страницы семейного альбома. Мне хочется поблагодарить вас за тот огромный труд, который вы проделали вместе со своими бабушками, дедушками, мамами и папами при подготовке к этому уроку.

  Сегодняшний урок хотелось бы закончить стихотворением Фаузии Рахимгуловой «Откуда родом ты?»

«Откуда родом ты?» -

Меня спросили,

И я ответил гордо:

«Из России,

А если говорить точней –

С Урала я,

Там родина –

Башкирия моя».

У наших гор

Вершины до небес,

И соловьиных песен

Полон лес,

Богаты недра

Нефтью, серебром,

Поляны – ягодами,

А сердца – добром.

Там Агидель

Несётся с горных круч –

Поток её

Прозрачен и могуч,

К великой Волге

Путь её лежит,

Бегут года,

И Агидель бежит.

Использованная литература:

1.     Башкирское народное творчество т.5.: Пословицы и поговорки.- Уфа: башк. кн. изд-во, 1992.-434с.

2.     Губайдуллина Ф.Л. Край родной, тебя пою. Башкирские народные обрядовые праздники.- Уфа: Педкнига, 2007.-192с.

3.     Жемчужины башкирской детской литературы: Сборник.- Уфа,

      2005.-128с.

4. Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып 4.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.-256с.

1.     Ласточкина Н.А, Дюпина О.А. Путешествие по родному краю.- Уфа: Практик, 2001.- 80с., ил.

2.     Самситова Л.Х. Реалии башкирской культуры.- Уфа: Китап, 2006.-216с.: ил

 

Дата последнего обновления страницы 12.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения