« ОТКУДА РОДОМ ТЫ? »
ЦЕЛИ:
Воспитательная - Воспитание уважительного отношения к прошлому, к своему роду, семье, родственникам.
Обучающая - Научить учащихся самостоятельной работе с дополнительными источниками.
Развивающая - Развивать творческое начало у учащихся.
ПОДГОТОВКА К УРОКУ.
Учащимся заранее даются следующие задания:
· узнать о своей семье, родственниках, происхождении своей фамилии;
· познакомиться с такими понятиями как род, родство, семейная реликвия;
· вместе с родителями изучить семейный фотоальбом;
· расспросить дедушек и бабушек, в какие игры они играли в детстве?
Ребята заранее выполняют на выбор следующие задания:
· рисунки «Я и моя семья»
· Моя родословная. ( составить родословную – шежере своего рода)
· Я знаю о моей семье…
· О чём рассказали фотографии в семейном альбоме.
ХОД УРОКА.
1. РАССКАЗ Библиотекаря:
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке.
Урок у нас необычный на нем мы будем знакомиться с понятием шежере или родословная. Еще в древности у многих народов сложился обычай изустной передачи, а позже и письменной фиксации родов и племён. Так появились европейские хроники, скандинавские саги, славянские летописи, тюркские шежере.
Башкирские шежере – своеобразные письменные памятники, относящиеся к ХVI- XIX векам. В них башкиры вносили имена предводителей своих родов, включали сведения об исторических событиях, имевших место, о жизни и быте народа.
Первоначально сведения о наиболее авторитетных старейшинах и значительных событиях из жизни рода хранилась в памяти людей и передавалась устно из поколения в поколение. Позднее, с распространением письменности среди башкир, шежере получили своё письменное оформление.
Во времена Золотой Орды и позднее шежере играли роль полуофициального документа, являвшегося своеобразным ярлыком – паспортом.
После присоединения башкир к Русскому государству и получения ими грамот от Ивана Грозного на земельные владения шежере приобретали часто характер юридического документа.
Существуют разные типы шежере. В одних лишь перечень имён. В других перемежаются упоминание важных событий, на фоне которых изображается история рода. Как вы думаете, почему это самые
ценные шежере дошедшие до нас?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: ….Потому что в этих шежере отражалась история, события из жизни рода. Они позволяют узнать прошлое народа. В них описывались события времен правления Золотой Орды, рассказывалось о присоединение к России и скорей всего об участие башкир в военных походах русского государства.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Урок хочется продолжить с отгадывания загадок. Ведь человек начал придумывать их ещё в древности. С загадками мы встречались в пятом классе при чтение башкирских сказок. Загадки помогают батырам в борьбе со злыми силами. В одной из сказок есть загадка: «Кто утром ходит на четырёх, в полдень – на двух, а вечером на трёх ногах? » (Человек) А вот ещё одна загадочка для вас:
Мой первый слог
Средь цифр найдёте.
Конец – ищите в алфавите.
А целое нетрудно отгадать,
Взирая на детей, на их отца и мать.
ОТВЕТ УЧАЩЕГОСЯ: Семья
БИБЛИОТЕКАРЬ: Как коротко записать слово «семья»?
ОТВЕТ УЧАЩЕГОСЯ: 7-я
БИБЛИОТЕКАРЬЬ: А почему 7-я, а не 3-я, 8-я?
ОТВЕТ УЧАЩЕГОСЯ:
БИБЛИОТЕКАРЬ: А сколько человек в вашей семье? У кого в доме живут семь человек? У кого больше семи?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.
УЧИТЕЛЬ: Вы знаете, как раньше башкиры называли родителей?
Отца называли «голова», так как он был главой семьи, а мать – «домом», потому что она считалась хранительницей семьи, выполняла домашние работы, растила детей.
Говорили так: «В своём доме сам голова», «Дом домом делает жена», «Без матери порядка не бывает».
На свете всё можно найти, кроме отца и матери вот почему в народных пословицах и поговорках отражается любовь к родителям: «Отец для ребёнка – колчан золотой», «Мать для ребёнка – золотые крылья», «Отца нет – и друзей нет», «Радость ребёнка – радость матери». После мамы и папы самыми близкими людьми для вас являются бабушка и дедушка.
· Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережёшь, добро стережешь.
· Был бы дедуся, никого не боюсь, дед – щиток, кулак – молоток!
ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ: Рассказы о своих бабушках и дедушках.
БИЛИОТЕКАРЬ: Ребята вам часто приходилось слышать такие поговорки:
· Земля без дерева не бывает, человек без родичей не бывает;
· От родственников не отрекайся – потомство иссушится;
· Пусть тамга твоя будет месяцем, пусть род твой будет богатым;
· Тот, кто родословную свою не знает, - грешен.
А что означает слово «Род»?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: Это несколько поколений, у которых был один предок.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята назовите слова, в которых содержится корень – род?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: Природа, народ, родина, урожай.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Чтобы сохранить историю, своего рода, семьи, люди стали составлять свои родословные. Шежере по – арабский «дерево» - произведение, дополняемое и расширяющиеся. Подобно дереву, оно отпускает всё новые и новые ростки и ветки. За несколько поколений дополняются один - два раза, однако начальные части сохраняются в первозданном виде. Внесение изменений в то, что написано предками и аксакалами, считалось недопустимым.
Ребята мы с вами узнали, что родословные – шежере изображались в виде дерева: молодые ветки – это мы с вами (дети), ствол дерева – родители, а его корни – наши предки.
Ребята как вы думаете, почему все народы изображали свои родословные в виде дерева?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: Наверное, потому что, как и у дерева, так и у человека молодые веточки не могут существовать без ствола и корней.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Я хочу вам загадать загадки:
На одном деревце
Четыре рогатины,
На каждой рогатине
Да по пять сучков.
ОТВЕТ УЧАЩЕГОСЯ: Родословное дерево.
БИБЛИОТЕКАРЬ:
Оно вечно на тебе,
А искать начнешь –
Ни за что не найдёшь.
ОТВЕТ УЧАЩЕГОСЯ: Имя.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Как вы думаете, для чего человеку при его рождении дают имя?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: Каждого человека называют по имени, чтобы отличить его от других людей, благодаря имени человек становится известным. У русского народа есть очень мудрая поговорка: «С именем – Иван, без имени – болван».
Составляя родословное дерево, можно узнать – какие имена носили наши предки. А как появились ваши имена? Что они означают?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: Ребята рассказывают о значение своих имён и об именах в своей семье.
Учащиеся показывают сценку о происхождение башкирских имён.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята мы сказали, что у каждого человека есть имя. Но в родословном дереве могло встречаться несколько одинаковых имён, тогда как же нам с вами узнать, кто есть кто? Тут придёт нам на помощь второе имя человека его фамилия. У каждого из вас есть фамилия, без нее так же как без имени мы не можем обойтись. Что же значат ваши фамилии?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:
БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята вам часто приходится слышать слово реликвия, что оно значит?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: Реликвия это вещь, которая ценится больше всего на свете. В нашей семье такой реликвией является самовар, изготовленный ещё в конце ХIХ века. Вокруг него любили собираться и пить чай мои родители в детстве. Он является своеобразным связующим звеном нескольких поколений моей семьи. Он хранится в нашем доме, как реликвия.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята о семье могут рассказать и фотографии, которые также являются своего рода реликвией. Что для вас значат фотографии собранные в семейных альбомах?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: Я люблю разглядывать старые фотографии.
Ведь с них глядят наши предки, в фотографиях отражена наша история. Вот передо мной прадед в форме красноармейца, вот прабабушка гимназистка с толстыми косами, перекинутыми через плечо, а на этой времён Великой отечественно дедушка с друзьями возле своего танка, а вот и мама с папой жених и невеста, а это я с сестрёнкой.
ПОКАЗ РЕБЯТАМИ ФОТОГРАФИЙ И РАССКАЗ О НИХ.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята давайте совершим экскурсию по выставке ваших рисунков и родословных деревьев.
2. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА:
Итак, ребята вот и подошёл к концу наш урок. На нем мы узнали, что такое шежере, что такое род, что такое семья? Узнали о происхождении наших имен, познакомились с семейными реликвиями и полистали страницы семейного альбома. Мне хочется поблагодарить вас за тот огромный труд, который вы проделали вместе со своими бабушками, дедушками, мамами и папами при подготовке к этому уроку.
Сегодняшний урок хотелось бы закончить стихотворением Фаузии Рахимгуловой «Откуда родом ты?»
«Откуда родом ты?» -
Меня спросили,
И я ответил гордо:
«Из России,
А если говорить точней –
С Урала я,
Там родина –
Башкирия моя».
У наших гор
Вершины до небес,
И соловьиных песен
Полон лес,
Богаты недра
Нефтью, серебром,
Поляны – ягодами,
А сердца – добром.
Там Агидель
Несётся с горных круч –
Поток её
Прозрачен и могуч,
К великой Волге
Путь её лежит,
Бегут года,
И Агидель бежит.
Использованная литература:
1. Башкирское народное творчество т.5.: Пословицы и поговорки.- Уфа: башк. кн. изд-во, 1992.-434с.
2. Губайдуллина Ф.Л. Край родной, тебя пою. Башкирские народные обрядовые праздники.- Уфа: Педкнига, 2007.-192с.
3. Жемчужины башкирской детской литературы: Сборник.- Уфа,
2005.-128с.
4. Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып 4.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.-256с.
1. Ласточкина Н.А, Дюпина О.А. Путешествие по родному краю.- Уфа: Практик, 2001.- 80с., ил.
2. Самситова Л.Х. Реалии башкирской культуры.- Уфа: Китап, 2006.-216с.: ил