Положение о краеведческой работе

 

Сайт школы № 7, г.Давлеканово

Положение о краеведческой работе

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ О КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЕ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ МОБУ СОШ № 7

1. Общий раздел

1.1   Краеведческая деятельность- часть профессиональной краеведческой деятельности, осуществляемая школьной библиотекой.

1.2    Основными целями краеведческой библиотечной деятельности является:

·        обеспечение доступности краеведческих информационных ресурсов;

·        распространение среди учащихся знаний о родном крае, формирование   и развитие краеведческих информационных потребностей;

·        воспитание патриотизма и любви к малой родине.

1.3.  В краеведческой деятельности школьной библиотеки выделить следующие направления:

·    Историческое краеведение;

·    Литературное краеведение;

1.4. Школьная библиотека организует краеведческую работу на следующих уровнях:

·           По своему городу и району;

·           По республике Башкортостан.

·           По Российской Федерации

По  городу Давлеканово и Давлекановскому району:

·     Выявляет и включает в фонд краеведческие документы о своем районе;

·     По принципу максимальной полноты выявляет и отражает в справочно-библиографическом аппарате сведения о краеведческих документах, о своем районе;

·     Занимается росписью статей  районной газеты «Аслыкуль»;

·      Обеспечивает библиографическое обслуживание по запросам, касающимся района и города;

·      Принимает участие в краеведческих исследованиях по  республике Башкортостан:

·         Комплектует  краеведческие издания о республике (справочные, статистические издания, произведения башкирских писателей );

·          Обеспечивает справочно-библиографическое обслуживание по запросам, касающимся республики.

1.5. В рамках краеведческой деятельности школьная библиотека выполняет следующие виды работ:
    Выявляет круг краеведческих документов о республике;

·            Собирает в своём фонде наиболее полное собрание краеведческих документов и обеспечивает их хранение;

·        Информирует своих читателей об имеющихся краеведческих документах;

·         Создаёт библиографические указатели и списки литературы о своей республике, о своём городе, районе, о деятелях культуры, знаменитых людях;

Вместе с учащимися организует и проводит                                           исследовательскую деятельность по истории и культуре родного края.
1.6.   Краеведческие ресурсы школьной библиотеки
являются открытыми и общедоступными. Не допускаются никакие ограничения доступа к ним.                 2.Организация краеведческой деятельности
2.1. Краеведческая работа школьной библиотеки осуществляется под руководством директора школы и заместителя директора по воспитательной работе.
2.2.Школьная библиотека является организатором исследовательской деятельности учащихся.

2.3.  Библиотекарь организует комплектование и  обработку краеведческих документов, занимается формированием и видением краеведческих картотек, составлением списков и указателей литературы.
 2.4. При школьной библиотеке работает краеведческий кружок «По малой Родине моей»

3. Формирование, организация и хранение фондов краеведческих документов

             3.1. Основу краеведческих фондов школьной библиотеки составляет фонд   краевкраеведческих документов по Республике Башкортостан и по городу  Давлеканово и Давлекановскому району. В него включаются: 

·   Опубликованные документы о своей республике и о районе независимо от физической формы (печатные, электронные издания, аудиовизуальные материалы, микрофильмы и микрофиши), типа и вида издания, языка, времени и места издания; 

·    Неопубликованные материалы: рукописифотографии, дневники, письма, передаваемые в библиотеку частными лицами.
          3.2. Фонд краеведческих документов комплектуется: 

·    Документами о республике Башкортостан, о Давлекановском районе – по принципу максимальной полноты;

·  Справочными, библиографическими, статистическими 

                                     материалами.
       3.3.  Для обеспечения сохранности и рационального использования краеведческие документы выделяются в отдельный уголок: «Мой край возлюбленный навеки!»

       
3.4. Фонд краеведческих документов организуется в систематическом порядке в соответствии с принятой в библиотеке схемой. 
      3.5. Причинами исключения краеведческих документов из фонда школьной библиотеки могут быть:

                              Ветхость изданий;

                              Избыточное количество изданий;

                                   Морально устаревшие изданий.

3.6.      Школьная библиотека принимает меры по обеспечению сохранности краеведческого фонда:  

                                      Проверяются условия хранения и использования;

·        При необходимости проводится реставрация испорченных изданий;

                                              Регулирует условия предоставления пользователям       имеющихся в библиотеке краеведческих документов.
4. Формирование и использование краеведческого справочно-библиографического аппарата.

4.1. Краеведческий справочно - библиографический аппарат школьной библиотеки, направлен на раскрытие содержания краеведческих материалов.

4.2. Краеведческий справочно библиографический аппарат включает сведения о краеведческих материалах имеющихся в школьной библиотеке.

4.3. Краеведческий справочно библиографический аппарат включает:

·        Краеведческую систематическую картотеку;

·        Фактографические картотеки;

·        Тематические картотеки;

·         Тематические подборки вырезок статей о родном крае.
4.4. В школьной библиотеке обязательно ведутся:

·         систематический краеведческий каталог (включающий библиографические записи на все виды краеведческих документов);

·         Алфавитный каталог краеведческих изданий;

·         Картотека знаменательных и памятных дат;                                          

5. Библиографическое обслуживание в школьной библиотеке 
5.1. Школьная библиотека осуществляет справочно- библиографическое обслуживания учащихся и учителей.
При выполнении библиографических справок школьная библиотека не ограничивается собственными фондами и по возможности использует ресурсы, доступные через Интернет.
5.2. Библиографические запросы и ответы на них обязательно учитываются в Тетради учёта выполненных библиографических справок и  анализируются для получения объективных сведений о потребностях в краеведческой информации, качестве .
5.4. Школьная библиотека  осуществляет информационное обеспечение краеведческого компонента в учебном процессе.
6. Подготовка библиографических указателей и списков литературы

6.1. Школьная библиотека осуществляет составление тематических библиографических указателей и списков литературы  к юбилеям писателей, деятелей культуры, к памятным датам.  
7. Предоставление краеведческих документов 
7.1. Выдача краеведческих документов из фонда библиотеки осуществляется в соответствии с общими правилами пользования школьной библиотекой. 
 7.2. Ограничение доступа к краеведческим документам, связанное с их содержанием, не допускается. 
7.3. Краеведческие документы, имеющиеся в библиотеке в единственном экземпляре, выдаются пользователям только в читальном зале

7.4. Неопубликованные краеведческие документы  выдаются читателям в соответствии с правилами, предусмотренными для архивных документов. 
7.5. В целях рациональной организации краеведческой деятельности в школьной библиотеке может быть организован специальный учет спроса и выдачи краеведческих документов. 
8. Распространение краеведческих знаний 
8.1. Школьная библиотека ведет планомерную и целенаправленную работу по распространению объективных и достоверных знаний о республике Башкортостан и Давлекановском районе, используя формы, рассчитанные на учителей и учащихся  в сотрудничестве и координации с другими школьными библиотеками, с детской библиотекой, с краеведческим музеем занимающимися распространением краеведческих знаний. 
8.2. Эта деятельность  осуществляться по нескольким основным направлениям:

·   организация и проведение массовых мероприятий (краеведческих конференций, чтений и семинаров, выставок краеведческой литературы, встреч с ветеранами войны и труда...); 

·  создание  информационной среды, обеспечивающей возможность самостоятельного получения краеведческой информации. 
9. Исследовательская деятельность школьной библиотеки 
9.1. Исследовательская деятельность школьной библиотеки, прежде всего, связана с задачами, привлечение к исследовательской деятельности учащихся и их родителей.
9.2. Исследовательская деятельность школьной библиотеки носит преимущественно фактографическую направленность. Она имеет плановый характер и основывается на результатах обследования  краеведческих объектов на территории Давлекановского района: географических объектов, памятников природы, истории и культуры, исторических событий, учреждений, категорий персон. 
К основным направлениям, по которым собирается информация, относятся:

·   генеалогия и история семей; 

·   хроника основных событий; 

·   описания и изображения памятников природы; 

·   Изучение обрядов и обычаев народов проживающих на территории Давлекановского района;

·   Топонимики;

·   Изучение местного фольклора;

·  Изучение и описание памятников архитектуры и культуры Давлекановского района;

·   Изучении истории предприятий и организаций;

·   Сбор  биографических сведений о выдающихся уроженцах и жителях нашего района: руководителях местной администрации, заслуженных учителях, врачах ; 

·     история изменения границ и административно-территориального деления территории; даты создания и изменения статуса или административно-территориальной подчиненности населенных пунктов. 

9.3. Школьная библиотека ведёт краеведческую исследовательскую работу в сотрудничестве и координации с музеем Ахияра Хакимова, краеведческим музеем, краеведческим отделом районной библиотеки, детской библиотекой.
9.4. Источниками фактографической информации являются: 

·         этнографические и фольклорные материалы; 

·        документы из личных, семейных, государственных архивов; 

·        опубликованные документы;

·        родословные (шежере). 
9.5. Вся собираемая фактографическая информация документируется, записывается и обрабатывается  и используется при написании исследовательских работ учащихся.  Работы учащихся отражаются в Краеведческом справочном аппарате школьной библиотеки. 

 

Дата последнего обновления страницы 13.02.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения