ПОЛОЖЕНИЕ О КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЕ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ МОБУ СОШ № 7
1. Общий раздел
1.1 Краеведческая деятельность- часть профессиональной краеведческой деятельности, осуществляемая школьной библиотекой.
1.2 Основными целями краеведческой библиотечной деятельности является:
· обеспечение доступности краеведческих информационных ресурсов;
· распространение среди учащихся знаний о родном крае, формирование и развитие краеведческих информационных потребностей;
· воспитание патриотизма и любви к малой родине.
1.3. В краеведческой деятельности школьной библиотеки выделить следующие направления:
· Историческое краеведение;
· Литературное краеведение;
1.4. Школьная библиотека организует краеведческую работу на следующих уровнях:
· По своему городу и району;
· По республике Башкортостан.
· По Российской Федерации
По городу Давлеканово и Давлекановскому району:
· Выявляет и включает в фонд краеведческие документы о своем районе;
· По принципу максимальной полноты выявляет и отражает в справочно-библиографическом аппарате сведения о краеведческих документах, о своем районе;
· Занимается росписью статей районной газеты «Аслыкуль»;
· Обеспечивает библиографическое обслуживание по запросам, касающимся района и города;
· Принимает участие в краеведческих исследованиях по республике Башкортостан:
· Комплектует краеведческие издания о республике (справочные, статистические издания, произведения башкирских писателей );
· Обеспечивает справочно-библиографическое обслуживание по запросам, касающимся республики.
1.5. В рамках краеведческой деятельности школьная библиотека выполняет следующие виды работ:
Выявляет круг краеведческих документов о республике;
· Собирает в своём фонде наиболее полное собрание краеведческих документов и обеспечивает их хранение;
· Информирует своих читателей об имеющихся краеведческих документах;
· Создаёт библиографические указатели и списки литературы о своей республике, о своём городе, районе, о деятелях культуры, знаменитых людях;
Вместе с учащимися организует и проводит исследовательскую деятельность по истории и культуре родного края.
1.6. Краеведческие ресурсы школьной библиотеки являются открытыми и общедоступными. Не допускаются никакие ограничения доступа к ним. 2.Организация краеведческой деятельности
2.1. Краеведческая работа школьной библиотеки осуществляется под руководством директора школы и заместителя директора по воспитательной работе.
2.2.Школьная библиотека является организатором исследовательской деятельности учащихся.
2.3. Библиотекарь организует комплектование и обработку краеведческих документов, занимается формированием и видением краеведческих картотек, составлением списков и указателей литературы.
2.4. При школьной библиотеке работает краеведческий кружок «По малой Родине моей»
3. Формирование, организация и хранение фондов краеведческих документов
3.1. Основу краеведческих фондов школьной библиотеки составляет фонд краевкраеведческих документов по Республике Башкортостан и по городу Давлеканово и Давлекановскому району. В него включаются:
· Опубликованные документы о своей республике и о районе независимо от физической формы (печатные, электронные издания, аудиовизуальные материалы, микрофильмы и микрофиши), типа и вида издания, языка, времени и места издания;
· Неопубликованные материалы: рукописифотографии, дневники, письма, передаваемые в библиотеку частными лицами.
3.2. Фонд краеведческих документов комплектуется:
· Документами о республике Башкортостан, о Давлекановском районе – по принципу максимальной полноты;
· Справочными, библиографическими, статистическими
материалами.
3.3. Для обеспечения сохранности и рационального использования краеведческие документы выделяются в отдельный уголок: «Мой край возлюбленный навеки!»
3.4. Фонд краеведческих документов организуется в систематическом порядке в соответствии с принятой в библиотеке схемой.
3.5. Причинами исключения краеведческих документов из фонда школьной библиотеки могут быть:
Ветхость изданий;
Избыточное количество изданий;
Морально устаревшие изданий.
3.6. Школьная библиотека принимает меры по обеспечению сохранности краеведческого фонда:
Проверяются условия хранения и использования;
· При необходимости проводится реставрация испорченных изданий;
Регулирует условия предоставления пользователям имеющихся в библиотеке краеведческих документов.
4. Формирование и использование краеведческого справочно-библиографического аппарата.
4.1. Краеведческий справочно - библиографический аппарат школьной библиотеки, направлен на раскрытие содержания краеведческих материалов.
4.2. Краеведческий справочно библиографический аппарат включает сведения о краеведческих материалах имеющихся в школьной библиотеке.
4.3. Краеведческий справочно библиографический аппарат включает:
· Краеведческую систематическую картотеку;
· Фактографические картотеки;
· Тематические картотеки;
· Тематические подборки вырезок статей о родном крае.
4.4. В школьной библиотеке обязательно ведутся:
· систематический краеведческий каталог (включающий библиографические записи на все виды краеведческих документов);
· Алфавитный каталог краеведческих изданий;
· Картотека знаменательных и памятных дат;
5. Библиографическое обслуживание в школьной библиотеке
5.1. Школьная библиотека осуществляет справочно- библиографическое обслуживания учащихся и учителей.
При выполнении библиографических справок школьная библиотека не ограничивается собственными фондами и по возможности использует ресурсы, доступные через Интернет.
5.2. Библиографические запросы и ответы на них обязательно учитываются в Тетради учёта выполненных библиографических справок и анализируются для получения объективных сведений о потребностях в краеведческой информации, качестве .
5.4. Школьная библиотека осуществляет информационное обеспечение краеведческого компонента в учебном процессе.
6. Подготовка библиографических указателей и списков литературы
6.1. Школьная библиотека осуществляет составление тематических библиографических указателей и списков литературы к юбилеям писателей, деятелей культуры, к памятным датам.
7. Предоставление краеведческих документов
7.1. Выдача краеведческих документов из фонда библиотеки осуществляется в соответствии с общими правилами пользования школьной библиотекой.
7.2. Ограничение доступа к краеведческим документам, связанное с их содержанием, не допускается.
7.3. Краеведческие документы, имеющиеся в библиотеке в единственном экземпляре, выдаются пользователям только в читальном зале
7.4. Неопубликованные краеведческие документы выдаются читателям в соответствии с правилами, предусмотренными для архивных документов.
7.5. В целях рациональной организации краеведческой деятельности в школьной библиотеке может быть организован специальный учет спроса и выдачи краеведческих документов.
8. Распространение краеведческих знаний
8.1. Школьная библиотека ведет планомерную и целенаправленную работу по распространению объективных и достоверных знаний о республике Башкортостан и Давлекановском районе, используя формы, рассчитанные на учителей и учащихся в сотрудничестве и координации с другими школьными библиотеками, с детской библиотекой, с краеведческим музеем занимающимися распространением краеведческих знаний.
8.2. Эта деятельность осуществляться по нескольким основным направлениям:
· организация и проведение массовых мероприятий (краеведческих конференций, чтений и семинаров, выставок краеведческой литературы, встреч с ветеранами войны и труда...);
· создание информационной среды, обеспечивающей возможность самостоятельного получения краеведческой информации.
9. Исследовательская деятельность школьной библиотеки
9.1. Исследовательская деятельность школьной библиотеки, прежде всего, связана с задачами, привлечение к исследовательской деятельности учащихся и их родителей.
9.2. Исследовательская деятельность школьной библиотеки носит преимущественно фактографическую направленность. Она имеет плановый характер и основывается на результатах обследования краеведческих объектов на территории Давлекановского района: географических объектов, памятников природы, истории и культуры, исторических событий, учреждений, категорий персон.
К основным направлениям, по которым собирается информация, относятся:
· генеалогия и история семей;
· хроника основных событий;
· описания и изображения памятников природы;
· Изучение обрядов и обычаев народов проживающих на территории Давлекановского района;
· Топонимики;
· Изучение местного фольклора;
· Изучение и описание памятников архитектуры и культуры Давлекановского района;
· Изучении истории предприятий и организаций;
· Сбор биографических сведений о выдающихся уроженцах и жителях нашего района: руководителях местной администрации, заслуженных учителях, врачах ;
· история изменения границ и административно-территориального деления территории; даты создания и изменения статуса или административно-территориальной подчиненности населенных пунктов.
9.3. Школьная библиотека ведёт краеведческую исследовательскую работу в сотрудничестве и координации с музеем Ахияра Хакимова, краеведческим музеем, краеведческим отделом районной библиотеки, детской библиотекой.
9.4. Источниками фактографической информации являются:
· этнографические и фольклорные материалы;
· документы из личных, семейных, государственных архивов;
· опубликованные документы;
· родословные (шежере).
9.5. Вся собираемая фактографическая информация документируется, записывается и обрабатывается и используется при написании исследовательских работ учащихся. Работы учащихся отражаются в Краеведческом справочном аппарате школьной библиотеки.