I. Цель воспитательной системы:
Поэтапное создание в школе условий для развития личности ребенка. Школа должна помочь ребенку на каждом возрастном этапе решать задачи развития личности в пяти основных сферах жизнедеятельности:
Сфера познания (учеба, получение знаний);
• Сфера практической деятельности (трудовая деятельность, приобретение умений, навыков);
• Сфера игры (реализация творческих способностей);
Сфера физического развития (реализация физических возможностей, сохранение здоровья);
• Сфера отношений (познание себя, окружающих людей, взаимодействие с окружающими).
II. Теоретическая основа воспитательной системы.
Педагогическая философия академика И.П. Иванова «Педагогика общей заботы». Педагогическая концепция профессора Щурковой Н.Е.
III. Цели и задачи воспитательного процесса.
Цель: воспитание высоконравственных, образованных творческих, здоровых детей, способных и желающих проявлять заботу друг о друге, об окружающих, о Родине.
Задачи: на основе изучения личности ребенка, его интересов создать условия для его физического, интеллектуального, нравственного, духовного развития.
Принципы воспитательной деятельности.
1. Принцип целесообразности (все делать с пользой).
2. Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого (вместе планируем, проводим, анализируем).
3. Принцип заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру.
4. Принцип творческого отношения к делу.
. Воспитательная работа должна строиться исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности.
Система внеклассной работы должна обеспечивать разнообразные потребности личности ребенка. Системный подход к воспитанию реализуется через взаимосвязь учебного процесса и внеурочной деятельности.
• Важной частью системы воспитательной работы является формирование и укре
пление школьных традиций.
Системный и деятельный подход к воспитанию диктуют необходимость взаимодействия с общественными организациями, родителями.
Технология данной концепции:
Педагогическое общение учителей и обучающихся при условии открытости обеих сторон, взаимного доверия.
• Установка личного контакта с обучающимися:
- постоянная заинтересованность в общении;
- формирование чувства общности, понятия «Мы»;
- помощь и взаимовыручка, интересные совместные дела;
- предъявление к обучающимся педагогических требований, уважение личности ребенка, соблюдение нравственно-этических норм поведения.
Акцентирование внимания на работе с родителями.
• Создание и сохранение школьных традиций.
Основные направления воспитательной деятельности
1. Гражданско-патриотическое:
- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни;
- развитие гражданской и социальной ответственности;
- воспитание патриотизма на материалах краеведения, истории, традициях школы, жизни знаменитых земляков.
• Декадник ко Дню Принятия Суверенитета РБ;
• Акция «Мы - граждане России; уроки права;
• Общешкольные газеты «Этих дней не смолкнет слава» и др. Вахта Памяти;
Акция «Герои - рядом»;
• Работа краеведческого кружка;
Военно-спортивные игры;
Конкурсы военной песни;
Классные часы «Школа мужества»
2. Нравственное.
- формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, развитие культуры общения;
- развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке, воспитание чувства собственного достоинства;
- Сознание личной причастности к миру;
• Классные часы на морально-этические темы;
• Акции «Дом без одиночества», «Милосердие»; Уроки нравственности и доброты;
• Встречи с интересными людьми;
• Организация утренников, концертов для пожилых людей;
• Сотрудничество с детским садом №8;
• Вечера «Пока горит свеча» для старшеклассников.
3. Учимся учиться.
- развитие сознательной учебной дисциплины;
- воспитание отношения к учебе как главному труду;
- воспитание, развитие интеллектуального потенциала, сознательного, активного, творческого интереса к знаниям.
• Реализация программ «Одаренные дети»;
• Проведение интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?»;
• Занятия в факультативах, спецкурсах, предметных кружках;
• Организация предметных недель, олимпиад.
4. Экологическое.
- воспитание бережного отношения к окружающему миру, к природе, ее богатствам.
5. Трудовое, профориентационное.
- воспитание отношения к труду как к высшей ценности жизни, развитие потребности в творческом труде;
- воспитание социальнозначимой, целеустремленности в трудовых отношениях;
- развитие навыков, самообслуживание;
- формирование уважительного отношения к материальным ценностям.
• Организация дежурства по школе, в столовой;
• Операции «БУНТ», «УЮТ»;
• Организация НТО, сотрудничество с Центром занятости;
• Деятельность прикладных кружков;
• Выставки «Паше творчество», «Семейное дело»
• Мероприятия по профориентации «Сто дорог, одна - твоя», «Через тернии - к звездам», «Презентация профессий».
6. «Красота спасет мир».
- развитие творческих способностей, талантов;
- развитие способности к художественному мышлению;
- приобщение к культуре своего народа, края, к мировой культуре.
• Организация творческих КТД;
• Проведение тематических праздников, игр, конкурсов;
• Выставки рисунков, творческих работ;
• Занятия в кружках «Первые ласточки», «Фольклорный»;
• Творческие «Мастерские», операции «Сюрприз для...», «Открытка»;
• Вечера отдыха, утренники, концертные программы.
7. Физкультурно-оздоровительное.
- развитие потребности в занятиях физкультурой, спортом;
- пропаганда ЗОЖ;
- профилактика употребления ПАВ;
Внедрение элементов здоровьесберегающих технологий; . Работа спортивных секций, туристического кружка; Организация Дней Здоровья, недели физкультуры;
• Акция «В здоровом теле - здоровый дух»;
• Работа тренажерного зала;
• Организация экскурсий, походов;
• Проведение спортивно-массовых соревнований.
8. Семейное воспитание.
- воспитание уважительного отношения к родителям, близким;
- приобщение родителей к учебно-воспитательному процессу.
• Совместная организация, проведение внеклассных мероприятий;
Вечера-встречи с интересными людьми, «Семейные посиделки», вечера «Тепло род-
ного дома»;
Организация родительских собраний, родительских комитетов;
• День Матери;
Акции «Открытка», «Сюрприз для мамы», «Бабушкины секреты»; . Вовлечение родителей в деятельность общественных организаций (совет школы, НАРКОПОСТ, СПП);
• День открытых дверей.
9. Деятельность социально-психологической службы.
• Реализация программы «Путь к успеху»;
• Организация психолого-педагогических консилиумов; Организация работы агитационных кружков;
• Организация помощи социально-незащищенным семьям;
. Деятельность НАРКОПОСТА, СПП;
• Проведение акций, вечеров, встреч со специалистами КДН, ОДН, ЦРБ;
• Операция «Досуг»;
• Обследование ЖБУ и др.
10. Деятельность детских и молодежных общественных объединений.
- формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности за свои поступки;
- подготовка к сознательной жизни в демократическом обществе;
- формирование, реализация собственных способностей, желания занять свое место в мире.
• Деятельность ДОО «Солнечный город», «Город мастеров», «Мегаполис» (реализация
программы «ДОО МОБУ СОШ № 7»;
Создание ученических комитетов, Совета друзей малышей;
• Проведение рейдов по проверке кабинетов, посещаемости, внешнего вида и т.д.
11. Средства воспитательной деятельности.
1. Коллективные творческие дела (КТД - это, прежде всего, проявление практической за
боты, решение определенных жизненно важных задач);
Особенности КТД:
Практическая направленность (совместная постановка целей и задач);
• Коллективная организация. КТД планируется, готовится, совершается и анализируется совместно учителями и обучающимися, младшими и старшими школьниками;
• Творческий характер. КТД планируется, готовится, совершается и анализируется каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств.
2. Коллективная организаторская деятельность. Это коллективное планирование, текущая организация работы, коллективное подведение итогов.
3. Творческие игры. Это игры по правилам: познавательные, музыкальные, подвижные ит.д. требуют воображаемых обстоятельств, которые отражают реальность.